fixik_papus (fixik_papus) wrote,
fixik_papus
fixik_papus

О помехах лучше подумать до того, как они появятся

В данном конкретном случае накосячил не я. И даже не моя контора. Я так, рядом стоял, соседнее оборудование пускал.
Зато урок на будущее вышел знатный. А учиться лучше (и дешевле) на чужих ошибках.

Кто не знает - удивится,что стекло, которое хороший диэлектрик, в расплавленном виде проводит ток.
Стекловаренная печь греется этим самым током, который подается туда через электроды из супер-пупер-жаропрочного сплава.
Есть еще небольшая газовая горелка, она может расплавить только тонкий слой шихты (это смесь всяческих минералов, из которых стекло получается) и нужна только при пуске.
Печь пускается один раз и на много-много лет, потому что если она остынет - придется как минимум менять футеровку, как максимум - печь в сборе.
Температура в печи меряется термопарой, сигнал идет в контроллер, который управляет подачей тока.

Цех по производству стеклотары сделан по уму, и все контрольные кабели помещены в стальные трубы. Как положено, хорошо заземленные. Печь уже задули, регулятор обогрева работает, и все вроде как хорошо.

В это время местный сварщик дядя Вася решил что-то подварить на площадке обслуживания. Посмотрев по сторонам, он обнаружил хорошо заземленную трубу. Зацепился за нее крокодилом сварочного аппарата, и давай себе варить.
О том, что внутри этой трубы проходят компенсационные кабели от термопар в сторону контроллера, он не знал. Да и не обязан был знать.

Сигнал с термопар - это мелкие несчастные милливольты. Помехи от сварки легко их забили.

Контроллер увидел, что оба сигнала с термопар ушли в "зашкал". Обработку аварийной ситуации "датчики температуры зашкалили" программист этого контроллера не запрограммировал. То ли забыл, то ли не подумал - это уже неважно.

Контроллер решил, что "зашкал" сигналов с термопар означает, что температура в печи значительно выше заданной. И полностью выключил электрический обогрев.

Местный сварщик дядя Вася никуда не торопился. Варил с чувством, толком, расстановкой. Замечаний по качеству выполненной им работы не поступало. Зато неожиданно возникло замечание "стекло на выходе из печи не поступает".

Времени сварки хватило, чтобы стекло в печи остыло ниже критической температуры, когда оно перестает проводить ток.
Когда все сбежались, покричали друг на друга, разобрались и поняли, что произошло - было уже поздно.

Получилось то, что в народе у металлургов, стеклодувов и прочее зовется красочно и эмоционально - "козел". В печи застыло сорок тонн стекла.
Электричеством его уже не расплавишь, а маломощная газовая горелка не может разогреть такой объем.
Картина маслом "приплыли".

Почти два месяца ушли на то, чтобы демонтировать крышку печи, вручную ломами разбить стекло, заменить футеровку и запустить печь заново.

Получился классический (и очень дорогой) урок о том, что нужно гораздо лучше думать о том, как будет работать автоматика в случаях разнообразных ошибок.
Заставить ее работать когда все хорошо - это 30% работы. И самые простые 30%.
Остальные 70% - уходят на подумать "а что, если..." и прописать поведение автоматики в этом случае.

Ведь контроллер умеет определять неполадки датчика. Десяток строчек в программе "если датчик кажет муйню - включаем обогрев на полную катушку, пока оператор не придет и не посмотрит в чем дело" не стоят ничего. Внеплановая переборка новенькой печи и задержка пуска цеха - стоят дофига и больше.
Tags: Байки наладчика
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments